Информация История Петергофа Музеи Петергофа Фонтаны Петергофа Сады и парки Петергофа Достопримечательности петергофа Фотографии и панорамы Петергофа Фонтанный водовод Город Петергоф-Петродворец
 
 


 
Регистрация на сайте даст возможность оставлять сообщения в форуме, книге отзывов и т.д.. А также получать новости.
 
запомнить
  Регистрация на сайте
Забыли пароль?


  Рекламный блок

Ресторан Дорадо в Петергофе

Мини-гостиница в Петергофе - Никольская 10

Прокат велосипедов, велоэкскурсии по Петергофу

Петергоф - Петродворец - Фонтаны
Царицын павильон
Терраса
Фонтан "Нарцисс"
Античный мозаичный пол в столовой
1. Атриум
2. Комната с тремя нишами
3. Гостиная
4. Столовая
5. Кабинет императрицы
6. Буфетная
7. Наружная лестница на 2й этаж
8. Внутренний садик
9. Терраса
Атриум
Башня
Купол
Столовая
Царицын павильон был построен в 1842-1844 годах для императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая I, в модном «помпейском» стиле. Павильон воспроизводил облик древнеримских домов, найденных около Неаполя при раскопках погребенного под слоем вулканического пепла античного города Помпеи.

Павильон расположен на Царицыном острове, посреди Ольгиного пруда и окружен утопающим в цветах садом с фонтанами, статуями и мраморными скамейками. Здесь, на уединенном острове, архитектор А.И.Штакеншнейдер и садовый мастер П.И.Эрлер попытались создать модель «рая», идеальный мир романтической мечты, подобный сказочным мирам островов южных морей, которые описывали путешественники в своих увлекательных книжках. Именно об этом мечтала Александра Федоровна, давно желавшая побывать в Италии.

Главный вход в павильон расположен с юга, со стороны садика с фонтаном «Нарцисс» (ск. К.М.Климченко) и украшен небольшой лоджией с мраморными колоннами. Войдя в павильон, посетители попадают в яркий, залитый солнечным светом атриум (1) /здесь и далее см. план/. У древних помпеян это была главная часть дома – закрытый со всех сторон зал с проемом в центре потолка, через который внутрь попадал дневной свет. Благодаря отсутствию окон, в ясную погоду в доме было не так жарко. А во время дождя воду можно было бережно собирать в бассейн-имплювий, находившийся в центре атриума.

Такое устройство имеет и атриум в Царицыном павильоне. Середину его занимает квадратный бассейн из голубого и розового мрамора с фонтаном-вазой. По углам бассейна четыре колонны серого мрамора поддерживают кровлю, но вместо открытого проема А.И.Штакеншнейдеру пришлось предусмотреть стеклянный купол, который в холодную погоду закрывался, а в жаркую открывался. Прикрепленные в углах проема фигурки морских чудовищ служили водостоками.

Стены атриума украшены живописным фризом в подражание помпейским фрескам и тягами-арабесками. Роспись была выполнена немецким художником И.Дроллингером по рисункам А.И.Штакеншнейдера. Двери выкрашены под цвет патенированной бронзы. Помпейского стиля банкетки, первоначально выполненные в мастерской знаменитого мебельщика Гамбса, отделаны синей материей. На парапете бассейна находятся бронзовые скульптуры – уменьшенные копии с античных оригиналов работы европейских мастеров XIX века (Аполлон Бельведерский, Дискобол, Амур и Психея, Венера Медицейская, Амур, Гладиатор с диском в руке, Марс и др.). Большинство этих скульптур были привезены Николаем I из его поездки в Италию в 1845 году.

К атриуму помпейского дома со всех сторон прилегали различные помещения, получавшие из него свет и сообщавшиеся с ним не дверьми, а открытыми проходами и арками. В Царицыном павильоне справа от атриума находится комната с тремя нишами (2), соответствующая античной экседре (комнате для отдыха).

Стены экседры расписаны неяркими красками. В нишах установлены полукруглые синие диваны, повторяющие по форме изгиб стены, и круглые столики, созданные в России в первой половине XIX века. Французскими мастерами были выполнены стоящие в экседре светильники-торшеры, сделанные в подражание помпейской бронзе. Кроме торшеров комнату освещала масляная лампа-люстра, точно воспроизводящая лампу, найденную в Помпее. На отдельном постаменте стоит мраморная скульптура «Психея», выполненная в 1846 г. итальянским мастером Чинчинато Баруцци. На руке у Психеи бронзовая позолоченная бабочка.

Из экседры через атриум можно перейти в самый большой зал Царицына павильона – ойкос или гостиную (3). Центральный проем, соединяющий атриум с гостиной, украшен двумя колоннами черного с прожилками мрамора и статуей лежащей вакханки. Перспектива, открывающаяся из гостиной в атриум, одна из самых красивых в павильоне. Особенно эффектно смотрится погруженная в тень экседры беломраморная Психея.

Две каннелированные колонны голубого мрамора разделяют гостиную на две неравные части. Кессонированный потолок расписан рамками из арабесок. Стены гостиной украшены ярко красными филенками с небольшими медальонами темного цвета, в которых изображены грифоны – крылатые фантастические существа с телом льва и головой орла, древние символы императорской власти. Мозаичный пол и камин черного мрамора выполнены мастерами Петергофской гранильной фабрики.

В центре комнаты, перед двусторонним диваном поставлены два круглых мозаичных стола. Один из них был выполнен в Италии в 1830-50-х годах и украшен флорентийской мозаикой «Виды Рима», а другой был изготовлен в России в технике русской мозаики. В витринах у окон выставлена небольшая коллекция предметов, демонстрирующая различные виды мозаики.

В отдельной витрине представлен Этрусский сервиз, изготовленный в 1844 г. на Императорском фарфоровом заводе специально для Царицына павильона. В его состав входили предметы для завтраков и полдников, рассчитанные на 48 персон. Все предметы сервиза расписаны подобно древнегреческим вазам: черные фигуры и орнаменты по коричнево-красному фону.

Кроме Этрусского сервиза специально для Царицына павильона был изготовлен Коралловый сервиз (Императорский фарфоровый завод, 1846 г.), выставленный в столовой (4). Каждый из его предметов украшают стилизованные веточки, выполненные в виде кораллов.

Выкрашенные в ярко синий цвет стены столовой расписаны арабесками. Пол украшает подлинная помпейская мозаика I века н.э., состоящая из геометрических и растительных орнаментов. Она была приобретена Николаем I у герцога Максимилиана Лейхтенбергского специально для Царицына павильона. Обрамление мозаики, состоящее из полос порфира и мрамора различного вида, было сделано мастерами Петергофской гранильной фабрики по проекту А.И.Штакеншнейдера.

В промежутке между окон, на мраморном кронштейне, установлен бюст Ниобы. У другой стены выставлены «демидовские» столы-консоли с золочеными резными подстольями и столешницами с античными мозаиками. Они попали в Россию в конце XVIII века из Флоренции при содействии Н.Демидова. На каждой консоли поставлены оригинальные украшения – модели античных сооружений из порфира, приобретенные Николаем I в Италии. У противоположной стены – камин черного с прожилками мрамора, украшенный подлинными античными предметами: сосудом-лекифом IV века до н.э. и мраморным бюстом Юлии, дочери императора Тита, созданным неизвестным скульптором в I веке н.э.

Перед тем как вернуться в гостиную, стоит обратить внимание на прекрасный вид, открывающийся из столовой через застекленную дверь, ведущую на террасу. Сразу за дверью к воде спускается небольшая гранитная лестница. Зеркальная гладь пруда и живописный берег создают неповторимую атмосферу и зрительно увеличивают пространство комнаты.

По другую сторону от гостиной расположен кабинет Александры Федоровны (5). Это довольно узкая комната, заканчивающаяся полукруглой нишей с уютным диваном, отделанным малиновым сукном и зеленым шнуром. Разноцветный кессонированный свод ниши поддерживают две витые мозаичные колонны византийской работы XII-XV вв., вносящие в интерьер восточные мотивы. Оживленные тонкими рамками серо-зеленые стены заканчиваются снизу панелью, расписанной под желтый мрамор. Пол кабинета, в отличие от предыдущих комнат, не мозаичный, а паркетный, с наборным бордюром из пальметт.

У северной стены – письменный стол и кресло красного дерева русской работы в «помпейском вкусе» и бюст императрицы Александры Федоровны из бисквита (неглазурованного фарфора), выполненный по модели немецкого скульптора Христиана Рауха (1824г.). На столе, кроме письменного «этрусского» прибора и красивых лазуритовых пресс-папье, представлено полное собрание сочинений любимого Александрой Федоровной писателя Жана Поля (немецкого романиста Иоганна Пауля Рихтера). Беломраморный камин с середины XIX века украшают часы золоченой бронзы работы немецкого мастера Шнейдера. Здесь же, на отдельном столике, находится умывальный набор с росписью в помпейском стиле, изготовленный в Англии в середине XIX века.

Из кабинета дверь открывается в маленький внутренний садик (8), отгороженный высокой каменной стеной. Пройдя по этому дворику мимо украшенной бюстами мраморной скамьи и поднявшись по внешней лестнице (7), можно попасть в небольшую комнату, из которой узкая винтовая лестница ведет на верхний этаж башни в кабинет императора, откуда открывается удивительный по красоте вид на пруд и цветочный сад. Под кабинетом, на первом этаже, расположено служебное помещение – буфетная (6).

Во внутреннем садике находятся еще два фонтана – «Орел и змея» (ск. Маркезини) и маленький фонтанчик-маскарон. Налево от дворика, перед большими окнами гостиной расположена терраса (9), обрамленная ажурным чугунным парапетом с вазами. На террасе после реставрации установлена прекрасная статуя «Спящая нимфа» работы скульптора Ч.Баруцци (1847г.), ранее находившаяся у Розового павильона.

Императорская семья использовала Царицын павильон как увеселительный. Александра Федоровна могла приехать сюда со свитой из Александрии, чтобы выпить чаю или посмотреть иллюминацию.

После революции в павильоне был открыт музей, который просуществовал до 1932 года. В годы репрессий Царицын павильон, как и многие другие петергофские музеи, был закрыт, а музейные коллекции, в основном, перевезены в кладовые Большого дворца. Во время войны немцы устроили в павильоне наблюдательный пункт. Здание сильно пострадало от небрежного обращения и протечек, но не было разрушено, хотя оставшаяся на острове скульптура была разбита, а все деревянные детали пошли в топку.

Всю вторую половину ХХ века павильон стоял пустой, но все-таки охранялся и регулярно проветривался. Во многом благодаря этому здесь сохранились подлинные мозаичные полы, колонны и частично стенная роспись. Значительно пострадала коллекция. Полностью была утрачена вся мебель (скорее всего дотла сгоревшая в Большом дворце в первый день оккупации). Реставрационные работы велись с большими перерывами и закончились только в 2005 году, когда Царицын павильон вновь открылся для посетителей.


 
     
Hosted by uCoz